23.11.2023
На форуме «Инклюзия в фокусе партнерства» обсудили межведомственное и межструктурное взаимодействие в инклюзивном высшем образовании
![](/upload/landing/819/rmwb023719xoplqw5vnc6116rlavn1cr/VRNK-13_resized@1x.jpeg)
В первый день Форума прошло пленарное заседание в форме панельной дискуссии «Методология и механизмы межведомственного и межструктурного взаимодействия участников реализации инклюзивной образовательной стратегии в логике партнерства на базе организаций высшего образования».
С докладами выступили:
- директор ИСТ и РУМЦ НГТУ – Людмила Алексеевна Осьмук,
- министр образования Новосибирской области – Мария Наильевна Жафярова,
- директор Института психологии и педагогики, директор РУМЦ ТюмГУ – Людмила Михайловна Волосникова,
- заместитель министра труда и социального развития Новосибирской области – Владимир Александрович Машанов,
- заместитель директора, начальник Проектного офиса Агентства развития социальной политики – Ксения Андреевна Елгина,
- директор Института детства НГПУ – Рубен Оганесович Агавелян.
![](/upload/landing/f11/e9lapf3108jo1zaa806sbt7njdhfi6gv/VRNK-120_resized@1x.jpeg)
Доклад Людмилы Алексеевны Осьмук был посвящен методологии социального партнерства в контексте инклюзии. Она акцентировала внимание участников форума на том, что в современных условиях вузам необходимо в равной степени эффективно развивать горизонтальные и вертикальные партнерские связи.
Мария Наильевна Жафярова рассказала о том, как устроена система инклюзивного обучения в Новосибирской области на уровнях общего, среднего профессионального и высшего образования, какая нормативно-правовая база сформирована в регионе. Согласно представленной статистике, 60,7% детей в качестве мотива выбора указывают интерес к профессии. Рост этого показателя свидетельствует о том, что качество профориентационной работы в регионе улучшается. За последние 15 лет сильно изменился перечень востребованных профессий. Если в 2008 года ребята с инвалидностью и ОВЗ выбирали профессии швеи, автомеханика, повара, строителя, экономиста, то в 2023 года молодые люди хотят стать программистами, экономистами, юристами, психологами. Численность студентов с инвалидностью, обучающихся в вузах Новосибирска с 2015/16 учебного года увеличилась в 2 раза.
![](/upload/landing/701/am7swazkrjeexcuwltgsv5o9hhgtlzh3/VRNK-142_resized@1x.jpeg)
Людмила Михайловна Волосникова рассказала об основных видах деятельности сети РУМЦ с партнерами. Среди актуальных направлений работы – интеграция новых территорий в работу сети РУМЦ, содействие трудоустройству через развитие компетенций студентов, обучение кураторов-работодателей по программам дополнительного образования.
Рубен Оганесович Агавелян предложил внести в резолюцию форума ряд рекомендаций, среди которых введение в состав РУМЦ инклюзивного профконсультанта и объявление 2024 года годом инклюзивной карьеры в Новосибирске.
![](/upload/landing/ab2/4zdhedamp8fe5y2jldwoewsqc50o6j8m/VRNK-128_resized@1x.jpeg)
Владимир Александрович Машанов представил доступные карьерные траектории в Новосибирской области: от инклюзивного образования до трудоустройства. Он рассказал, какие существуют меры государственной поддержки инвалидов, которые хотят открыть свое дело, работодателей, которые готовы трудоустраивать ребят с инвалидностью и ОВЗ. В регионе уже есть успешный опыт трудоустройства людей с ментальными расстройствами. Владимир Александрович упомянул, что ожидается изменение закона, по которому будут предусмотрены наказания за несоблюдение работодателем квот по найму лиц с инвалидностью и ОВЗ.
В докладе Ксении Андреевны Елгиной были озвучены приоритеты в развитии инклюзивного образования, среди которых поддержка полной интеграции людей с инвалидностью в жизнь общества.
![](/upload/landing/768/qmvx99wczrbfsh2kzkir80his0g8kfn1/VRNK-140_resized@1x.jpeg)
![](/upload/landing/559/a7wbh973od6lwxe12uktco6retojaj63/1669378369_hd-syjety@2x.jpg)